220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Авиарынок проредят сертификатом

11 Декабря 2008 0 комментариев Распечатать
Росавиация объявила о намерении ужесточить правила выдачи авиакомпаниям сертификатов, дающих право на осуществление перевозок. Их могут лишиться компании, не имеющие гарантий финансового обеспечения. Инициатива чиновников приведет к «прореживанию» рынка
Очередной рост цен на авиабилеты. Фото: ИТАР-ТАСС

Росавиация объявила о намерении ужесточить правила выдачи авиакомпаниям сертификатов, дающих им право на осуществление перевозок. Их могут лишиться компании, не имеющие гарантий финансового обеспечения. Инициатива чиновников приведет к «прореживанию» рынка.

Заявление об ужесточении правил выдачи сертификатов авиакомпаниям сделал в четверг глава Росавиации Геннадий Курзенков. «Мы намерены дополнить федеральные авиационные правила, чтобы в любое время, на основании отраслевой методики, оценить финансовую деятельность эксплуатанта, получившего сертификат», — сообщил он на заседании коллегии ведомства.

В новой редакции говорится, что для получения сертификата от эксплуатанта требуется план стратегического развития предприятия на 5 лет, бизнес-план не менее чем на 3 года и, главное, гарантии финансового обеспечения — депозит с достаточным количеством средств для оплаты кредитов и прочих долговых обязательств, банковские гарантии, страховой полис (их суммы пока не определены). Основываясь на результатах такой оценки, Росавиация сможет приостановить действие сертификата или аннулировать его, в случае невыполнения авиакомпанией обязательств в течение шести месяцев.

Аналитики, опрошенные BFM.ru, считают, что таким образом чиновники пытаются обезопасить себя и отрасль пассажирских авиаперевозок от повторения истории с альянсом AiRUnion. Его создание, как известно, поддерживало Министерство транспорта и ряд других профильных ведомств. Напомним, начиная с августа этого года из-за сложного финансового положения и долга, в том числе перед поставщиками топлива, превышавшего 1 млрд долларов, авиаперевозчики альянса начали массово отменять рейсы. Так, только 20 августа из московского аэропорта «Домодедово» были на сутки отложены 16 рейсов. В последствии для выхода из кризисной ситуации активы AiRUnion были переданы компании московского правительства «Атлант-Союз».

Планируемое нововведение предполагает, что осуществлять свою деятельность смогут только те авиаперевозчики, у которых либо совсем нет долговых обязательств, либо они краткосрочны, и у компании есть средства на то, чтобы с кредиторами расплатиться.

«Если данная мера будет принята, то это приведет к коллапсу всей системы авиаперевозок России, поскольку она держится сейчас исключительно на взаимозачетах и кредитных обязательствах, — отмечает в интервью BFM.ru генеральный директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. — Причем это усугубит ситуацию не только в мелких компаниях, но и у крупных авиаперевозчиков, таких как «Аэрофлот», «Сибирь» и ряда других. При этом стоит учесть, что в настоящее время в России работают 180 авиакомпаний. Все они смогут предоставить Росавиации свои бизнес-планы, но каким образом ведомство рассмотрит их в короткие сроки?»

По данным компании «Инфомост», в настоящее время из 180 авиаперевозчиков примерно 30 осуществляют гражданские авиаперевозки в крупных масштабах. При этом, всего 10 из них в этом году, несмотря на финансовый и топливный кризис, показывали положительную динамику роста. Это «Аэрофлот», «Трансаэро», UTair, «Атлант-Союз» и ряд других. У «Трансаэро», к примеру, в этом году рост пассажиропотока находился на уровне 50%, у UTair и «Сибири» (бренд S7) — 25%. Пять компаний сейчас показывают отрицательную динамику развития. В их числе «Домодедовские авиалинии», «Красэйр» и ряд других, вошедших в создаваемый государством альянс «Авиалинии России» («Росавиа»). Остальные же, по словам Рыбака, находятся в подвешенном состоянии, и любое неверное решение правительства может спровоцировать ухудшение их финансового положения.

По мнению руководителя аналитической службы портала «Авиапорт» Олега Пантелеева, которое он озвучил в интервью BFM.ru, сейчас правительство приняло курс на сокращение количества компаний на рынке авиаперевозок. «Схема эта очень взяткоемкая, ее введение не наведет порядок на рынке авиаперевозок, а лишь сделает их менее доступным для населения. А правило рыночной экономики, которое гласит «цену определяет конкурентная борьба», еще никто не отменял. Скорее всего, у государства появилось желание полностью исключить возможность появления на рынке новых игроков, которые могли бы конкурировать с создаваемым альянсом «Росавиа» и «Аэрофлотом». А если эти меры Росавиации будут приняты, у правительства появится возможность перейти от рыночной экономики к плановой. Профильные ведомства будут сверху «спускать» тарифы авиаперевозчикам».

Все это уже в будущем году может привести к сокращению пассажиропотока на 10%. Цены на авиабилеты, напротив, вырастут как минимум на те же 10%. «Последним всегда платит пассажир», — резюмирует Борис Рыбак. Олег Пантелеев предполагает, что рост цен будет опережать рост инфляции. «Оставшиеся авиаперевозчики будут повышать цены ровно на столько, на сколько хватит терпения у пассажиров».

Кроме того, по мнению опрошенных BFM.ru экспертов, если мера будет принята, на рынке вместе с закрытием маленьких авиакомпаний может закрыться ряд региональных маршрутов. В настоящее время около 80% всех авиаперевозок осуществляется по направлениям в Москву и Санкт-Петербург или из столиц в регионы.

Сегодня представители «Аэрофлота», «Сибири», «Атлант-Союза», UTair и «Трансаэро» отказались комментировать инициативу Росавиации.
 

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".