220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Индекс морских перевозок предвещает стагнацию

9 Июля 2009 0 комментариев Распечатать
Мировой индекс Baltic Dry, отражающий стоимость фрахта судов, с начала недели упал почти на 300 пунктов. Эксперты объясняют это сокращением поставок железной руды морем в Китай и предсказывают, что падение продолжится как минимум до конца лета
Объем морских перевозок падает. Фото: AFP

Мировой индекс Baltic Dry, отражающий стоимость фрахта судов, с начала недели упал почти на 300 пунктов. 8 июля он упал до отметки 3107, что на 109 пунктов ниже показателя предыдущего дня в 3216 пунктов, при том что в понедельник его значение составляло 3375 пунктов, что было на 145 пунктов ниже показателя пятницы.

В целом индекс упал втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом российские эксперты прогнозируют дальнейшее падение индекса и объемов морских перевозок.

Наибольшее падение продемонстировал индекс фрахта для судов типа Capesize, который в понедельник снизился на 334 пункта, до 6104 пунктов. Индекс для судов типа Panamax сократился на 58 пунктов, до 2969 пунктов, для судов типа Supramax – на 2 пункта, до 1716 пунктов.

Главный редактор издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко считает, что падение Baltic Dry объясняется в первую очередь падением индекса на суда Capesize (с прошлой пятницы он упал на 1500 пунктов), которые в основном перевозят руду и уголь и на долю которых приходится до трети перевозок насыпных и навалочных грузов морским путем.

В настоящее время индекс Baltic Capesize составляется по данным 13 брокерских компаний, предоставляющих на условиях анонимности ежедневные сообщения о ставках фрахта судов Capesize.

«Величина этого индекса зависит от минимального набора факторов. В частности, от спроса со стороны Китая. И именно этот индекс тянет за собой вниз весь Baltic Dry», — пояснил Михаил Войтенко в интервью BFM.ru.

В мае по этой же причине индекс Baltic Dry рос. «Весной Китай закупал до 50 млн тонн руды в месяц. Это рекордные по сравнению с прошлым годом объемы. В мае в эту страну было поставлено 53,5 млн тонн железной руды, простои судов в портах составляли более 20 суток, все это сказывалась на росте цен на фрахт судов. Сейчас Китай ограничила закупки. Как итог — индекс начал стремительно падать», — сказал эксперт.

«Кроме того, почти совсем не сработал сезонный фактор», — добавляет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Независимый эксперт транспортной отрасли Виктор Цховребов уточнил в интервью BFM.ru, что в настоящее время из-за роста количества новых судов на рынке морских перевозок наблюдается избыточность тоннажа примерно на уровне 3—5%, в то время как до кризиса судов не хватало для того, чтобы обеспечить всю потребность в перевозках. Таким образом, налицо еще одна причина для снижения индекса.

В ближайшем будущем ситуация в области морских перевозок может ухудшиться, поскольку Китай намерен ограничить закупки руды и снизить производство стали. Так, в июне экспорт железной руды из Бразилии — одного из крупнейших мировых экспортеров — сократился на 16%, морские перевозки руды упали до 21,4 млн тонн с 25,6 млн тонн годом ранее.

Дмитрий Баранов считает, что отрицательная коррекция может продлиться до конца лета.

Зато перевозки продовольствия, по мнению аналитика, будут показывать положительную динамику. Михаил Войтенко указывает, что индексы для судов Supramax и Handysize, специализирующихся на перевозках зерновых и ряда других сырьевых товаров, в этом году показывают наименьшую волатильность (в пределах 12-15 пунктов), поскольку они наименее всего подвержены влиянию «одного фактора».

Эксперт отмечает, что индексы для судов Supramax и Handysize показывают положительную динамику роста с февраля-марта этого года, то есть уже почти полгода. Кроме того, в течение последних двух месяцев растет стоимость балкеров классов Supramax и Handysize на вторичном рынке на 10—15% ежемесячно. На долю судов этих классов приходится до половины перевозок морским путем насыпных и навалочных грузов.

Добавим, что некоторые эксперты вообще скептически относятся к оценке состояния рынка морских перевозок при помощи индекса. В частности, в начале мая эксперты UNCTAD заявили о том, что на индекс Baltic Dry в настоящее время в значительно большей степени влияют финансовые трейдеры, не имеющие непосредственного отношения к отрасли морских перевозок. Поэтому даже небольшие колебания спроса приводят к резким скачкам ставок. Перечень маршрутов, на основании которых подсчитывается индекс, «потерял связь с индустриальной действительностью», а при расчете индекса учитывается недостаточно широкий спектр тоннажных групп.

«Судовладельцы заказывают новые суда, когда наступают хорошие времена, но все же фактические поставки флота имеют место где-то через 2—3 года. Таким образом, даже если экономическая ситуация в мире вдруг резко улучшится, вы не будете видеть адекватного изменения Baltic Dry, поскольку излишек тоннажа все еще будет препятствовать возврату ставок чартера к высоким уровням 2008 года», — утверждали специалисты UNCTAD.

Впрочем, Михаил Войтенко замечает, что сейчас лондонская Baltic Exchange установила иные правила для оценки индекса. Теперь учитывается только фрахт судов на определенный период, а ставки на спотовом рынке в расчет не берутся, благодаря чему объективность индекса повысилась, резюмирует эксперт.

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".