220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

«АвтоВАЗ» слишком поздно разобрался с управлением

12 Января 2010 0 комментариев Распечатать
Счетная палата представила свое видение причин бедственного состояния «АвтоВАЗа». Из отчета аудиторов следует, что системный кризис предприятия усугубила череда запоздалых и неэффективных мер, принятых прежним руководством предприятия
Простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб. Фото: РИА Новости

Счетная палата проанализировала эффективность расходования «АвтоВАЗом» средств государственной поддержки.

«18 декабря 2009 года Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования средств государственной поддержки, предоставленных ОАО «АвтоВАЗ». С сообщением выступил аудитор Михаил Бесхмельницын», — говорится в пресс-релизе ведомства, полученном BFM.ru.

Проверку деятельности «АвтоВАЗа» аудиторы Счетной палаты проводили прежде всего на предмет эффективности расходования на предприятии оказанной госпомощи на сумму в 25 млрд рублей, которая была выделена правительством в конце марта 2009 года.

Эти деньги дошли до предприятия в июне 2009 года и были потрачены, как говорится в отчете, на «погашение просроченной задолженности поставщикам, погашение биржевых облигаций, векселей, а также на частичное покрытие затрат по простою в январе — феврале 2009 года в размере 1 млрд рублей».

В это время кризис перепроизводства был уже в разгаре, однако руководство предприятия, как утверждается в отчете, предпочитало просить правительство о помощи, а не реализовывать антикризисные меры. В итоге происходил резкий рост нераспроданных машин, которые скапливались на временных складах и у дилеров.

По данным ведомства, остатки автомобилей на складах выросли с 17 тысяч на начало 2008 года до 102 тысяч на начало 2009 года. Как пишет газета «Ведомости», при выборе базового сценария развития ситуации в 2009 году руководством была также допущена ошибка при оценке величины падения спроса. Еще в марте 2009 года предполагалось, что продажи «АвтоВАЗа» составят 669 тысяч машин (падение на 22% к 2008 году), но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже,

При этом сама разработка антикризисной программы хронически запаздывала, и менеджмент ее подготовил только на следующий день после правительственного решения о выделении госпомощи.

«Собственные антикризисные мероприятия ОАО «АвтоВАЗ» начал системно проводить только спустя полгода (Антикризисная программа была утверждена Советом директоров 31 марта 2009 года, а Комитет совета директоров по антикризисным мерам начал свою работу с 6 апреля 2009 года)», — уточняется в пресс-релизе Счетной палаты.

Аудиторы отмечают, что задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои дополнительно обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., говорится в отчете. И только в августе менеджеры согласовали с правительством планы по сокращению персонала предприятия с 94 до 72 тысяч человек.

У компании резко выросла потребность в оборотных активах — на 19 млрд рублей в 2008 году и на 5,1 млрд рублей в течение первых трех кварталов 2009 года. Но ее менеджеры «АвтоВАЗа» предпочли восполнять за счет увеличения кредиторской задолженности: она выросла с 24,7 млрд рублей в начале 2008 года до 62,7 млрд 1 октября 2009 года. (с учетом 25 млрд рублей госпомощи), отмечается в отчете Счетной палаты.

Напомним, что, по последним официальным данным, на 1 декабря 2009 года общая задолженность «АвтоВАЗа» достигла уже 80 млрд рублей.

В отчете Счетной палаты также говорится, что бюджетные вливания не помогли предприятию, а принятые за все время кризиса меры оказались неэффективными. В итоге выручка «АвтоВАЗа» в январе-сентябре 2009 года составила всего 61 млрд рублей, тогда как на 2009 год было запланировано получить 136 млрд рублей.

Отметим, что во многом «АвтоВАЗ» подвела его неэффективная система сбыта, о необходимости реформирования которой эксперты говорили годами. А банкротство ключевых для предприятия дилеров «Инком-авто» и «Элекс-полюс» серьезно сократило продажи завода на значимом для предприятия рынке столичного региона. Хотя на фоне общих цифр падения в 2009 году авторынка доля продукции на нем «АвтоВАЗа» несколько увеличилась, надежды на более существенное присутствие в регионах Сибири и на Дальнем Востоке во многом провалились, несмотря на введение запретительных пошлин на подержанные иномарки.

Существенными и непонятными ограничениями, считают аудиторы, грешат и договоренности вазовцев с партнерами из Renault. Наконец, только осенью новый менеджмент начал всерьез работать над повышением качества продукции. Однако количество дефектов, выявляемых за первые три месяца эксплуатации, по последним данным производителя, составило 306 для Lada Priora и 268 для Lada Kalina, при том что для лучших марок в этом классе этот показатель равен 20, отмечается в отчете СП.

«В результате компания не имеет достаточных ресурсов для обеспечения своей платежеспособности, что подтверждается значениями таких показателей, как степень платежеспособности (11,8 при максимальном 6) и коэффициент текущей ликвидности (0,2 при минимальном 1) (по состоянию на 1 октября 2009 года)», — утверждается в пресс-релизе.

Туманны и перспективы, которые «АвтоВАЗ» связывает с обновлением модельного ряда за счет приобретения у Renault лицензионных прав на производство автомобилей и сборку силовых агрегатов. Стоимость приобретенных прав составляет 220 миллионов евро, а условия оплаты, учитывая тот факт, что Renault является одним из основных участников ОАО «АвтоВАЗ», достаточно жесткие: оплата в полном объеме должна быть произведена до конца текущего года, при том что начало производства данных автомобилей, в соответствии с планами, предполагается не ранее 2012 года. Для начала производства лицензионных автомобилей требуется серьезная модернизация производственных мощностей предприятия, однако во время проведения проверки менеджмент не смог документально подтвердить возможные источники финансирования для проведения таких работ, указывают аудиторы.

Выделенные правительством 25 миллиардов рублей — все-таки «самая эффективная мера», а все остальные мероприятия «не оказали существенного влияния на финансовое положение предприятия», тем не менее делают вывод аудиторы Счетной палаты.

Эта информация направлена в правительство и палаты Федерального собрания. Напомним, что до августа 2009 года «АвтоВАЗ» возглавлял Борис Алешин, пришедший на предприятие в 2005 году. В 2007 году он был назначен президентом и генеральным директором крупнейшего российского автопроизводителя.

После его отставки компанию возглавил Игорь Комаров, который пришел на завод в мае 2009 года из госкорпорации «Ростехнологии», где занимал должность советника генерального директора. На «АвтоВАЗе» он как раз контролировал за расходованием средств госпомощи.

Эксперты, напомним, подвергают сомнению любую возможность для предприятия выйти на положительную рентабельность не только в этом, но и в последующих годах вне зависимости от персонального состава его руководства при условии сохранения нынешней жесткой системы госуправления заводом.

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".