220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Первый троллейбус

Идею создать троллейбус (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом) осуществила фирма "Сименс - Гальске". В 1882 году она построила для испытаний первую машину в Шпандау, пригороде Берлина. В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.
t1.jpg
Первый троллейбус "Сименс-Гальске" (1882 год).
Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году - в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек.
В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г. и в Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом "ЛК" (Лазарь Каганович - инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические...
Первый троллейбус (модель МТБ-82Б, заводской номер 49) в Минске вышел на городской маршрут 19 сентября 1952 году по линии "Железнодорожный вокзал - Круглая площадь".
t2.jpg
Троллейбус (МТБ-82Д).
t3.jpg
Троллейбус (МТБ-82Д).
В первый день курсировали пять машин МТБ-82 (с дюралевым кузовом). Их серийно производил завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Специалисты - слесари, водители, мастера, электромеханики - были подготовлены в учебном комбинате ТТУ города Ленинграда.
t4.jpg
Особый спрос был на троллейбусы СВАРЗ Сокольнического вагоноремонтного завода, специально изготовленные для всесоюзной выставки. Одну такую "выставочную" машину москвичи подарили минчанам. Кузов ее состоял из сплошного стекла и пластика. По вечерам СВАРЗ заливался неоновыми огнями, напоминая прогулочную яхту.
В феврале 1953 г. первый маршрут был продлен до парка им. Челюскинцев, в1955 г. - до обсерватории. Тогда на городских маршрутах работало 26 машин. Первый троллейбус исправно отработал 20 лет. За это время он накатал 1 миллион 83,5 тысячи километров и перевез 9 миллионов пассажиров. В 1972 г. заслуженного ветерана решено было не отправлять на переплавку, а водрузить на пьедестал в 1-м троллейбусном депо (ул. Варвашени, 3), откуда каждое утро начинал свой рейс.
t5.jpg
Первый троллейбус Минска - МТБ-82Д. В Минске ходил по 1-му маршруту с 19 сентября 1952 г. по 7 июля 1972 г. Всего в Минске в 1952-73 гг. работало 94 троллейбуса марки МТБ.
На вечной стоянке в столице Беларуси стоит уникальный образец МТБ - одна из ранних машин, выпущенных в начале 1952 г. под заводским номером 49.
Фото Бондаренко В., 2005 г.

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ МИНСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСА

Как и большинство городов Советского Союза, Минск познакомился с троллейбусом уже после Великой Отечественной войны. Первая линия в нашем городе была торжественно открыта 19 сентября 1952 года. Работы по организации в Минске троллейбусного движения были развернуты еще в начале года - в феврале из волжского города Энгельс, с завода имени Урицкого, прибыла первая партия машин, из Москвы, Днепропетровска, Ленинграда, Одессы в Минск везли электроарматуру, трубы, оборудование для тяговой подстанции… Пуск троллейбуса был намечен на 3 июля, день освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Но первые пять машин вышли на линию только два с половиной месяца спустя. Они обслуживали маршрут № 1 (Круглая площадь - Вокзал).
В тот день, 19 сентября 1952 года, в городе царило ликование. На остановках собирались толпы желающих прокатиться на диковинном виде транспорта. В честь праздника всех катали бесплатно. Самый первый водитель минского троллейбуса - Алексей Соколов, которому в конце рейса торжественно вручили ордер на новую квартиру. Как и остальные 17 водителей, он прошел подготовку на ленинградских курсах водителей троллейбусов.
Первой и до 1960 года единственной моделью минского троллейбуса был в полном смысле слова легендарный МТБ-82Д.
t6.jpg
Два троллейбуса МТБ-82Д, проспект им. Сталина, фото не позже 1957 г.
Ко времени появления этих машин в Минске их выпуск был сосредоточен в приволжском городе Энгельс на заводе имени Урицкого. У МТБшек было немало родных (трамвай МТВ-82) и "сводных" (автобусы ЗИС-154 и ЗИС-155) братьев и сестер - это неудивительно, поскольку дизайн послевоенных советских машин во многом опирался на американские достижения. Соответственно все вышеперечисленные модели были похожи друг на друга и на американские автобусы JMC.
t7.jpg
Троллейбус МТБ-82Д № 11 идет по 1-му маршруту (Вокзал-парк Челюскинцев).
Снято 19 мая 1954 г.
В 1952-60 годах МТБ обслуживались кондукторами. Именно поэтому в троллейбус можно было войти только через заднюю дверь. Сначала стоимость билета зависела от количества остановок, которые проезжал пассажир, потом ввели единый билет: при входе нужно было вручить кондуктору два пятиалтынных и гривенник (две 15-копеечных и одну 10-копеечную монетку) и получить талончик. В июне 1960 г. было решено, что уровень сознательности минчан-строителей коммунизма уже достаточно высок, и в троллейбусах появилась касса-копилка (монетки нужно было бросить внутрь кассы, а билет оторвать от длинной ленты самому). После денежной реформы 1961 г. проезд в троллейбусе стал стоить вместо сорока 4 копейки.
В 1957 году МТБ обслуживали два маршрута: Обсерватория - Вокзал и Парк Челюскинцев-Аэропорт. В час "пик" курсировали троллейбусы "Вокзал - Круглая площадь". С 1960 года два МТБ работали в сцепке. А в 1961-м в городе было уже шесть маршрутов.
Соответственно росло и количество МТБ-82Д на минских улицах. В 1955 году их было 26, а пять лет спустя - уже 94. В дальнейшем их число не увеличивалось - город перешел на закупки более современных машин. В сентябре 1969 года 1-е троллейбусное депо списало восемь МТБ из первой партии, а к январю 1971-го из 330 троллейбусов этого депо только 49 было МТБшками. В январе 1973 года на рейсы выходило только две машины МТБ-82Д - эпоха "синих троллейбусов" безвозвратно ушла.
В утешение можно сказать, что самый первый минский МТБ не только уцелел, но и находится в прекрасной технической форме. Этот троллейбус был выпущен в 1952 году под заводским номером 49, а в Минске ходил под номером 01. 7 июля 1972 г. ветерана сняли с линии, а через год установили на вечную стоянку в 1-м троллейбусном депо. Начиная с 2002 г. минский МТБ неизменно возглавляет колонну на городском параде троллейбусов. Правда, окраска этой машины не соответствует букве истории. Как мы помним, все МТБ были желто-синими, а восстановленный для пущей красоты покрасили в бело-красный цвет.
30 апреля 1960 года в Минск пришли два новых троллейбуса, выпущенных московским заводом СВАРЗ. Это были окрашенные в бело-зеленый цвет машины модели ТБЭС-ВСХВ за номерами 95 и 96. На фоне лобастых подслеповатых МТБшек они выглядели прямо-таки торжеством добра и света - казалось, весь троллейбус состоит из прозрачных плоскостей и окон. Это объяснялось тем, что СВАРЗы были экскурсионными машинами, призванными обслуживать посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Отсюда индекс ВСХВ в названии и площадь остекления.
t8.jpg
Два троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ № 95 и № 96.
Снято 30 апреля 1960 г.
Судя по всему, в Минск поступила весьма редкая разновидность этого "аквариума на колесах" - переходная модель 1956 года, еще сохранявшая массивную эмблему "Рабочий и колхозница" и литую надпись "Москва", но уже потерявшая панорамное лобовое стекло (оно было заменено четырехсекционным). В дальнейшем в Минск поступала более адаптированная для городских условий модель СВАРЗа - МТБЭС. Она хорошо знакома всем по фильму "Берегись автомобиля" - именно такой троллейбус в нем водит невеста Деточкина. Эти троллейбусы получали желто-красную расцветку.
СВАРЗы - и футуристические ВСХВ, и более приземленные МТБЭС - были хорошими машинами. Пожалуй, это наиболее стильные советские троллейбусы, очень точно отразившие эпоху 60-х. Но массовыми для Минска они не стали. В январе 1961 года по городу бегало всего 6 таких троллейбусов, через десять лет - 11, в январе 1973-го - снова 6.
В 1967 году в Минске было уже 9 троллейбусных маршрутов. Большинство из них отправлялось с вокзала (1 - до обсерватории, 3 - до автозавода, 4 - до тракторного завода, 6 - до улицы Чайковского) и площади Якуба Коласа (5 - до камвольного комбината, 7 - до Каховской улицы, 8 - до Харьковской улицы). "Двойка" шла от улицы Чкалова до улицы Чайковского, а "девятка" - от улицы Урицкого до Харьковской улицы.
В июле 1962 года Минск получил первые троллейбусы новой модели ЗиУ-5. Эта машина стала наиболее распространенной на городских маршрутах 70-х. МТБ они "победили" уже в середине 60-х, а в январе 1971 года в городе было 270 таких троллейбусов. Через восемь лет их количество сократилось до 185, но все равно ЗиУ-5 продолжал оставаться основным минским троллейбусом. Только в 1981 году ЗиУ-5 стал численно уступать позиции своему младшему брату ЗиУ-9. Последние такие машины были списаны примерно в 1986-87 годах.
ЗиУ-5 (с 1968 года выпускался его улучшенный вариант ЗиУ-5Д, оснащенный задним мостом венгерской фирмы RABA) был более просторным и светлым, чем МТБ, и вполне соответствовал дизайнерским идеям начала 60-х. Но эта машина, увы, получилась лишенной какого бы то ни было шарма. Что называется - просто троллейбус как таковой. Радовала глаз, пожалуй, лишь разнообразная расцветка ЗиУ-5. Машины 1-го депо, как правило, были окрашены по принципу "белый верх - синий низ", а 2-го депо, открывшегося в апреле 1971 г., были желтые с красными "поясками" по кузову. Когда в январе 1979 г. открылось 3-е депо, его ЗиУ-5 стали бело-зелеными.
Именно на ЗиУ-5 в 1972 году впервые появились так хорошо знакомые современному пассажиру компостеры. Минск первым из городов СССР перешел на талонную систему проезда в общественном транспорте. Именно тогда на улицах города во множестве появились киоски, торгующие голубыми 4-копеечными талончиками, именно тогда начало плодиться и множиться племя неистребимых "зайцев"…
Несмотря на то, что 70-е годы - это в полном смысле десятилетие ЗиУ-5, Минск сохранил только один такой троллейбус (№ 397). Он также регулярно участвует в троллейбусных парадах. А его нарядная расцветка еще более произвольна, чем расцветка восстановленного МТБ.
t9.jpg
Троллейбус ЗиУ-5Д № 3321 идет по только что открытому 47-му маршруту (диспетчерская станция Семашко-Вокзал). На заднем плане ЗиУ-9Б № 3342.
Снято 15 августа 1984 г.
В ноябре 1972 года в Минск из Энгельса прибыло 10 первых троллейбусов новой модели ЗиУ-9Б (он же ЗиУ-682Б). На фоне двухдверного ЗиУ-5 новинка выглядела ошеломляюще современной: три двери, просторный салон, огромные окна, наконец-то избавившие заднюю площадку от вечного сумрака… Конструкция ЗиУ-9 оказалась настолько удачной, что этот троллейбус и по сей день составляет основу не только минского, но и большинства постсоветских троллейбусных парков. Начиная с 1981 г. ЗиУ-9 и его многочисленные "потомки" полновластно царят на минских троллейбусных трассах. С ними Минск прошел пик "застоя", "перестройку", с ними стал столицей независимого государства…
Именно с появлением этого трехдверного троллейбуса окончательно забылась идущая еще с дореволюционных времен традиция посадки и высадки в общественный транспорт (заходить только в заднюю дверь, выходить из передней).
В восприятии обычного пассажира ЗиУ-9 остался таким же, как в далеком 1972-м. Разве что на одних троллейбусах сиденья пухлые, как диваны, а на других - жесткие (зато места для коленок больше!) На ранних ЗиУ-9 заднее стекло не очень красивое, не захватывает всю стенку. Да на машинах, выпущенных до 1984 г., пол в середине салона заметно горбится. Но на самом деле за годы производства эта модель претерпела огромное количество мелких изменений и улучшений. Неспециалисту в них разобраться сложно, поэтому приведем до предела упрощенный список вариантов ЗиУ-9, бегавших и бегающих по минским улицам.
1977 год - в Минске появился ЗиУ-9В (ЗиУ-682В). Изменена планировка салона, в крыше три люка вместо четырех.
t10.jpg
Три троллейбуса ЗиУ-9Б на Ленинском проспекте. Лето 1981 г.
1985 год - в Минске появился ЗиУ-682В00. Внешне отличается тем, что указатели поворотов расположены не под фарами, а рядом с ними, габаритные огни стали прямоугольными размещены перед передней дверью, а не за ней.
1988 год - в Минске появился ЗиУ-682В0А. Внешне отличается тем, что кожух над радиореакторами - плоский.
1990 год - в Минске появился ЗиУ-682В0В. От предыдущего отличается пневмоприводом дверей.
1991 год - в Минске появились ЗиУ-682Г00 и ЗиУ-682Г01 (горная модификация предыдущего). Это и есть самые популярные троллейбусы Минска 90-х. В салоне гораздо меньше двухместных сидений, шире дверь в кабине водителя. Более современный дизайн у приборной панели. Внешнее отличие - решетка воздухозаборника спереди.
1992 год - в Минске появились три сочлененных троллейбуса ЗиУ-10 (ЗиУ-683).
1996 год - в Минске появились ЗиУ-682Г0А. В городе их всего три.
Живучие ветераны ЗиУ настолько полюбились минчанам, что в нашем городе в 1994 году появились собственные версии на тему энгельсского троллейбуса: АКСМ-101 и ЗиУ-Белкоммунмаш. Самый простой способ отличить белорусскую машину от российской - взглянуть на ее фары. Если они расположены на "груди" троллейбуса - это ЗиУ, а если вмонтированы в бампер - это АКСМ.
На протяжении 90-х наш город периодически продолжал закупать улучшенные варианты ЗиУ-9 (сейчас они выпускаются под маркой "Тролза"). Последний из них - приобретенный в мае 2002 года сочлененный "Тролза-620050В". Прежний ЗиУ в нем можно узнать разве что по характерному очерку боковых окон. "Фасад" машины полностью модернизирован, он стал футуристическим, в духе XXI века.
С распадом СССР монополия энгельсских троллейбусов, царившая в Минске на протяжении без малого двадцати лет, рухнула. Уже в 1992 году завод "Белкоммунмаш" стал предпринимать первые попытки организовать собственное троллейбусное производство: выпустил АКСМ-101 на базе ЗиУ-9 и Киев-11 - минскую версию украинской машины (в дальнейшем изготовлено еще два таких троллейбуса). В 1993-м Минск купил еще 5 машин из соседней Украины - сочлененные днепропетровские ЮМЗ-Т1 (все они работали на маршруте № 41). А принципиально важной вехой в истории столичного троллейбуса нужно считать 1996 год, когда из ворот завода "Белкоммунмаш" вышел новенький АКСМ-201 - первый полностью белорусский троллейбус. Позднее появился и сочлененный вариант этой машины, АКСМ-213. А в 2000 году на улицах столицы появился низкопольный троллейбус МАЗ-103Т, родной "брат" мазовских автобусов.
С 1999 года на улицах Минска появляется сочлененный АКСМ-333.

СТАРЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ МАРШРУТЫ МИНСКА (1950-60-Е ГГ.)

Ниже перечислены троллейбусные маршруты столицы, по которым на протяжении 1950-60-х годов ходили ныне раритетные троллейбусы - МТБ-82Д, СВАРЗ-МТБЭС, ЗИУ-5. Эти маршруты существуют, конечно, и по сей день, однако все они изменили направление.

  1. Вокзал - площадь Победы, 1952-53 гг.
    Вокзал - парк Челюскинцев, 1953-55 гг.
    Вокзал - Обсерватория, 1955-75 гг.
  2. Парк Челюскинцев - Аэропорт, 1956-64 гг.
    Улица Чайковского - Аэропорт, 1964-84 гг.
  3. Вокзал - Автозавод, 1958-73 гг.
  4. Тракторный завод - Вокзал, 1958-78 гг.
  5. Камвольный комбинат - площадь Я. Коласа, 1959-71 гг.
  6. Вокзал - ул. Чайковского, 1959-75 гг.
  7. Пл. Я.Коласа - ул. Каховская, 1963-75 гг.
  8. Ул. Лермонтова - пл. Я.Коласа, 1963-81 гг.
  9. Ул. Урицкого - ул. Харьковская, 1964-78 гг.
  10. Ул. Уманская - Вокзал, 1967-84 гг.
  11. Ул. Лермонтова - Вокзал, 1967-84 гг.
  12. Ул. Каховская - Парковая магистраль - Ленинский пр., 1967-73 гг.
  13. Ул. Урицкого - пл. Притыцкого, 1967-78 гг.
  14. Ул. Урицкого - Радиаторный завод, 1969-78 гг.
  15. Камвольный комбинат - Тракторный завод, 1969-71 гг.
  16. Чижовка - ул. Ульяновская, 1970-83 гг.
1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".