
Если вы активно пользуетесь такси, то наверняка заметили: среди водителей стало много иностранцев. Когда они работают по закону — вопросов к ним не возникает. Но, очевидно, в большой семье не без нарушителей (отметим, что их хватает и среди белорусов). Какие «косяки» найдут «транспортники» во время очередного ночного рейда? Всем ли иностранцам под силу разобраться в новом Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении?
Почему в такси сейчас так много иностранцев?
Мы встречаемся с представителями Транспортной инспекции ближе к полуночи — на пятачке возле площади Победы. Пятничный поток машин, спешащих в выходные, не прекращается. И уж больно много в рядах автомобилей с шашечками.
По некоторым оценкам, в Беларуси сейчас около 80 000 трудовых мигрантов. Из них примерно 5000 работают водителями в такси. Число значительно выросло в прошлом году. Теоретически связать это можно с поправками в российском федеральном законе «О безопасности дорожного движения». С апреля прошлого года водители-иностранцы в России, получившие ВНЖ или гражданство РФ, должны в течение года заменить иностранное водительское удостоверение на российское. В то же время в Беларуси в 2023 году были внесены изменения в закон «О внешней трудовой миграции». Трудоустроиться водителем такси иностранцу стало легче. Предположим, что из-за этого некоторые мигранты решили поехать на заработки не в Россию, а в Беларусь.
— Работать с некоторыми иностранными водителями очень тяжело, — признается Александр Коваленко, начальник управления филиала ТИ по Минску и области. — Многие из них плохо говорят по-русски. Оттого у них есть сложности со вступлением в реестр и соблюдением законодательства (даже ПДД). Зачастую иностранцы работают на нелегальные парки, не проходят курсы такси и т. д.
— Или показывают корочку о прохождении курсов, но при этом двух слов на русском связать не могут. Возникает вопрос: как он вообще ее получил? — добавляет коллега Александра. — Многие работают нарушая режим труда и отдыха. Мы так поймали на днях водителя, который работал на четыре парка одновременно — находился на линии чуть ли не 24/7.
«Транспортники» тормозят машины выборочно — останавливают тех, кто накосячил с внешним оформлением авто: не поставил плафон на крышу или недоклеил желтые полосы на бортах. Первый же водитель, остановленный работниками ТИ, оказывается гражданином Туркменистана с правами, полученными на родине. Инспекторы с ходу просят перевод к документам. Водитель говорит с акцентом, зачастую не может ответить на вопросы — не понимает.
— В России раньше работали?
— Россия?
— Работали там?
— Не.
Задаем вопрос посложнее: «Вы есть в реестре?» В ответ — долгое молчание. Переформулируем вопрос: «Вы знаете, что такое Реестр автомобильных перевозок?» В глазах снова непонимание. Упрощаем: «Ре-йэс-тэр?»
— No! — да вы, батюшка, полиглот.
Вот только времени общаться больше нет: пока инспекторы проверяли документы, пассажир разнервничался и решил вылить свое недовольство на нас. Отпускаем машину с пожеланиями хорошей дороги. Несмотря на то что водитель не знал, что такое реестр, он в нем есть. Единственный недочет — не включена «активность». Грубо говоря, работодатель (перевозчик, директор автопарка) должен был через личный кабинет нажать кнопку, разрешающую водителю выходить на линию. Но он этого не сделал.
По словам представителей ТИ, вышеупомянутый перевозчик был вызван в филиал Транспортной инспекции для разбирательства. Отключенную «активность» в реестре можно трактовать как незаконную предпринимательскую деятельность (ч. З ст. 13.3 КоАП РБ).
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрироваться