220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

ЖАСО крепко держит пассажиров

12 Марта 2009 0 комментариев Распечатать
Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил право Российских железных дорог ограничивать доступ страховщиков к добровольному страхованию своих пассажиров через кассы РЖД
Плацкартный вагон. Фото: PhotoXPress

Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил право Российских железных дорог (РЖД) ограничивать доступ страховщиков к добровольному страхованию своих пассажиров через кассы РЖД.

ФАС летом 2008 года усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в телеграмме Федеральной пассажирской дирекции, запрещавшей продавать через железнодорожные кассы полисы компаний, не заключивших соглашение с дирекцией, и выписывать страховки вручную без помощи АСУ «Экспресс». ФАС потребовало аннулировать это распоряжение и утвердить порядок рассмотрения обращений страховщиков, заинтересованных в добровольном страховании пассажиров.

Суд же посчитал, что «обязанность РЖД разработать порядок доступа страховых организаций к инфраструктуре законодательно не закреплена, а антимонопольный орган не представил мотивированного обоснования этого требования», — говорится в сообщении РЖД.

Сейчас страхованием пассажиров на российском железнодорожном транспорте фактически монопольно занимается структура РЖД — страховое общество ЖАСО. Страховые взносы по обязательному личному страхованию за первое полугодие 2008 года у ЖАСО превысили 126 млн рублей, уровень выплат при этом составил 0,17%, — по данным агентства «Эксперт РА».

Летом 2008 года, как раз после возникновения в ФАС претензий к деятельности железнодорожного страховщика, ЖАСО пыталось начать диверсификацию бизнеса, и в компанию было приглашено новое руководство — на пост гендиректора был назначен бывший вице-президент «Росгосстраха» Александр Судаков. «Новая программа развития подразумевала создание широкой линейки продуктов во всех областях страхования, что, фактически, сделало бы ЖАСО нормальной многопрофильной страховой компанией. Но в январе 2009 года Судаков покинул пост гендиректора компании, а его место заняла бывший первый зампредправления ЦБ Татьяна Парамонова, и направление, в котором будет развиваться ЖАСО, неясно», — сообщил источник BFM.ru, знакомый с ситуацией на страховом рынке.

Тем не менее, у игроков рынка уже сложилось определенное мнение. «У РЖД теперь есть «КИТ Финанс Страхование», вероятно, основные направления будут активно развиваться в его рамках, а ЖАСО останется «технической» компанией для внутренних задач и целей, в том числе — для страхования пассажиров», — предположил заместитель директора финансово-страхового брокера «Витомс» Александр Козинов.

В итоге, ЖАСО остается монополистом на рынке страхования пассажиров железных дорог. «Это нарушает права других страховых компаний на свободную конкуренцию. К сегодняшнему дню ФАС добилась лишь реализации на практике принципа добровольности при продаже страховки клиенту РЖД», — отмечает заместитель исполнительного директора «Капитал Страхование жизни» в Москве Игорь Смага.

«С момента подписания в 1994 году закона «Об обязательном личном страховании пассажиров» ЖАСО остается, по большому счету, единственной компанией на этом рынке. Для страховщика это очень выгодный бизнес (как обязательное, так и добровольное личное страхование) — пассажиропоток у РЖД высокий, мало кто отказывается от дополнительной страховки, а страховые случаи сравнительно редки. Страховщики бы не отказались от такого продукта, но их не впускают на этот рынок», — сообщил в интервью BFM.ru Александр Козинов.

Пока компании могут продавать полисы добровольного страхования от несчастных случаев лишь опосредованно, — об этом BFM.ru заявила, в частности, директор центра личного страхования «Русского мира» Ольга Спиридонова: «Каналы продаж полисов «Русского мира» — агентства, реализующие железнодорожные билеты. Прямого договора с РЖД у компании нет».

Закон от 1994 года много раз пытались отменить, но безуспешно, — говорит BFM.ru президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль: «Монопольное положение ЖАСО в действительности закончится лишь тогда, когда будет принят закон об обязательном страховании ответственности перевозчика — сейчас его дорабатывает Минтранс, и в первом полугодии он уже будет внесен в Думу». До принятия этого закона, страховщикам остается рассчитывать лишь на пересмотр решения суда: «По закону, ФАС может обратиться в надзорную инстанцию — Высший арбитражный суд за пересмотром дела», — говорит юрист международной юридической фирмы Magisters Владимир Пестриков.

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".