220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Автокредитование подало признаки жизни

14 Июля 2009 0 комментариев Распечатать
Российский рынок автокредитования начал подавать признаки жизни после зимнего провала. За первое полугодие его объемы упали в 5 раз, а по итогам года сокращение покупок машин в кредит может составить «всего» в 4 раза
На рынке автокредитования наметились позитивные тенденции. Фото: ИТАР-ТАСС

Российский рынок автокредитования начал подавать признаки жизни после зимнего провала — это зафиксировали эксперты профильного аналитического агентства «Автостат».

В целом, за первые полгода объем автокредитования в России упал в 5 раз, что стало главной причиной падения российского автомобильного рынка. Всего, по оценкам «Автостата» за полгода в кредит было продано 130-150 тысяч автомобилей. «При этом за аналогичный период прошлого года в кредит было продано около 700 тысяч новых автомобилей... Продажи автомобилей за наличные средства сократились существенно меньше — всего на 18-20%», — говорится в сообщении «Автостата».

Самый сильный провал рынка автокредитования пришелся на зимний период. «В тот момент на волне девальвации рубля и существенного роста процентных ставок банки практически прекратили выдачу автокредитов, а ежемесячный объем этого рынка упал примерно в 10 раз. С весны рынок автокредитования начал оживать. С одной стороны этому поспособствовала временная стабилизация курса национальной валюты, а с другой — наработка новых совместных кредитных продуктов между банками и автопроизводителями. Кроме того, в апреле заработала государственная программа по субсидированию процентных ставок при покупке автомобилей отечественного производства», — считает директор «Автостата» Сергей Целиков.

По оценкам «Автостата», объемы рынка к концу года просядут почти в 4 раза — с 20 млрд долларов в 2008 году до 5,6 млрд долларов в этом. Причем, скажется не только общее падение спроса на этот банковский продукт, но и то, что средняя стоимость кредита из-за роста первоначального взноса снизится с 15,4 до 14 тысяч долларов.

Аналогичные данные приводят и банки. «Объем выдачи автокредитов снизился в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года», — говорит BFM.ru директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.

«Ренессанс Кредит» приостановил выдачу автокредитов в IV квартале 2009 года, когда прошлые механизмы определения кредитного риска перестали работать. «Но мы планируем постепенно возобновлять наш прежний продуктовый портфель. И сегодня мы внимательно смотрим на рынок, и будем корректировать свои действия в соответствии с макроэкономической ситуацией», — рассказал BFM.ru Алексей Левченко, председатель правления банка.

BSGV («Банк Сосьете Женераль Восток») за первые пять месяцев этого года выдал 1537автокредитов на общую сумму 992 млн рублей. «По итогам первого полугодия доля просроченной задолженности от общей величины портфеля автокредитов составила в Банке Сосьете Женераль Восток 3,5%. Данная величина укладывается в границы контролируемой и не влияет на стабильность банка в целом», — рассказала BFM.ru руководитель группы кредитных продуктов банка Екатерина Забелина.

За время кризиса ставки по автокредиту увеличились практически в два раза. «Если до кризиса средняя ставка по этому виду кредитования была 9-14% годовых в рублях, то в текущий период этот показатель составляет 20-30% в рублях. При этом некоторые банки вообще свернули программы автокредитования», — отмечал в начале июля на круглом столе директор коммерческой дирекции по развитию бизнеса и банковской сети, член правления BSGV Иван Анисимов.

Сейчас рост процентных ставок приостановился, констатирует директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет. Однако говорить об их снижении, по мнению эксперта, пока рано. «Возможно, что в краткосрочной перспективе некоторые игроки (в основном госбанки и дочки иностранных банков) ставки понизят, но это будет очень незначительное понижение — 1-2%», — рассуждает Виктор Хребет.

Кроме того, с конца прошлого года банкам пришлось также пересмотреть и другие условия кредитования на покупку машин. «В нашем банке была исключена возможность кредитования без первоначального взноса: мы практически не выдаем автокредиты с первоначальным взносом менее 30%, приоритет при кредитовании отдается заемщикам с «белым» доходом, с положительной кредитной историей в банке, а также существующим клиентам. Снизились максимальные сроки кредитования с 5 до 3 лет. Также увеличены комиссии за выдачу кредита», — рассказал BFM.ru заместитель начальника управления розничных операций банка «Возрождение» Александр Васильев.

В целом, эксперты, опрошенные BFM.ru, строят свои прогнозы, исходя из возможности «второй волны». «Если в российской экономике не произойдет второй волны кризиса, то можно предполагать, что доля кредитных машин снова начнет расти и к концу года увеличится до 30-35% от общего объема рынка», — надеется Сергей Целиков из «Автостата».

«До конца года ситуация с процентными ставками во многом будет зависеть от того, будет ли вторая волна кризиса, вызванная неплатежами, или нет, — подтверждает Виктор Хребет из Москоммерцбанка. — В первом случае банки станут либо замораживать свои кредитные программы, либо увеличивать стоимость кредитов. Во втором случае ставки могут незначительно снизиться, но, на мой взгляд, это будет очень незначительное понижение в 1-2%».

Восстановлению кредитного рынка, по мнению специалиста, препятствуют отсутствие дешевых источников фондирования, нестабильность на валютном рынке, увеличение числа безработных граждан и снижение доходов населения. «Все это приводит к росту просроченной задолженности по выданным кредитам. На мой взгляд, восстановление объемов кредитования до показателей 2007-2008 годов наступит не ранее чем к 2013 году, при условии, что к концу 2009-го — началу 2010 года мировая экономика начнет выходить из рецессии», — пессимистично прогнозирует Виктор Хребет.

Екатерина Забелина из BSGV, в свою очередь, отмечает, что некоторые позитивные тенденции проявились уже сегодня. «Среди них — снижение ставок по кредитам, продолжающееся уже несколько месяцев, восстановление доверия вкладчиков к банкам, выраженное в росте объема вкладов. Все это, вместе с благоприятной внешней экономической конъюнктурой (в первую очередь ценами на энергоносители и другие экспортные товары) позволяет скептически смотреть на излишне пессимистичные и фатальные прогнозы отдельных публичных персон и надеяться на скорую адаптацию российской и мировой экономики к новым условиям и остановку рецессии», — утверждает эксперт.

 

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".