220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Монголия — морская держава

11 Августа 2009 0 комментариев Распечатать
Монголия наращивает морское присутствие. В настоящее время под флагом этой страны уже ходит 300 судов. Переход Монголии в статус «морских держав» вызвало подозрение ряда организаций, но торговля удобным флагом вряд ли прекратится
Кадр из кинофильма "Монгол"

Монголия наращивает морское присутствие. В настоящее время под флагом этой страны уже ходит 300 судов. Переход Монголии в статус «морских держав» вызвало подозрение ряда организаций, но торговля удобным флагом вряд ли прекратится.

Морские амбиции монгольского правительства уже подверглись критики военных экспертов США, которые заподозрили, что монгольский флот, возможно, используется террористами.

Обвинения Улан-Батору были предъявлены в Washington Times директором Нельсоновского института международных отношений и общественных связей Университета Мэдисона и по совместительству научным сотрудником Фонда защиты демократии Питер Фамом. Он обвинил вторую по величине территории страну, которая не имеет выхода к морю, в наращивании своего морского присутствия в Сингапуре, где базируется значительная часть судов, использующих монгольский флаг.

По мнению Фама, торговля Улан-Батором так называемым «удобным флагом» может привести к использованию таких судов террористами. «Видимо, монголы решили поиграть в очень опасную геополитическую игру», — считает американский эксперт.

По его мнению, решение Монгольской революционной народной партии (МРНП) сдавать национальный флаг чрезвычайно удобно для тех судовладельце, которые «по определенным причинам не хотят, чтобы к их судам привлекалось особое внимание».

Предупреждение американского эксперта последовало всего через несколько месяцев после того, как Монголия присоединилась к конвенции о морских перевозках. И на сегодняшний день около 300 судов плавают под флагом Монголии и занимаются перевозкой грузов. Из этого числа 73 судна, каждое из которых водоизмещением свыше 1 тысячи тонн, зарегистрированы в Сингапуре.

Между тем, опубликованное еще в 2007 году американским журналом Strategic Insights, исследование показало, что использование «удобного флага» аналогично использованию финансовых офшорных зон. «Многоуровневые системы собственности и подставных компаний позволяют судовладельцам стать анонимными и использовать суда для перевозки запрещенных товаров, а, возможно, и компактных ядерных бомб», — говорится в исследовании. При этом «удобный флаг» принес в бюджет Монголии в 2008 году всего 1,8 млн долларов, но реальная аренда флага должна была бы стоить минимум 9-10 млн долларов.

В этой связи удобной зацепкой для критиков Улан-Батора стало то, что компанией, которая владеет Монгольским судовым реестром, руководит Чонг Ков Сен (Chong Kov Sen), до 2002 года заведовавший судовым реестром Камбоджи, пока у него не была отозвана франшиза.

Отзыв произошел после того, как пытавшиеся подняться на борт одного из судов под камбоджийским флагом французские «коммандос» попали под обстрел экипажа судна, на котором было впоследствии найдено более 1 тонны кокаина.

А, в конце 2002 года разведка США предупредила испанские власти о возможной перевозке оружия на одном из судов под флагом Камбоджи. На судне из реестра уже упомянутого Чонг Ков Сена испанцам тогда удалось обнаружить 15 ракет типа «Скад» и 85 бочек ракетного топлива, перевозимого под видом цемента.

Но если американцев больше всего беспокоят контрабанда и перевозки наркотиков, то для российских морских властей и профсоюзов моряков наибольшую проблемой являются нарушения трудового законодательства.

Так, в июле под эгидой Международного профсоюза моряков в портах Дальнего Востока России прошла акция по борьбе с использованием незаконного труда российских и иностранных граждан на таких судах. И как заявил тогда председатель Дальневосточного отделения Российского профсоюза моряков Николай Суханов, в основном это корабли, плавающие под флагами Камбоджи, Панамы и Монголии. На судах под удобными флагами без всякого соблюдения трудовых прав работают 45 тысяч русских моряков.

Как пояснил BFM.ru независимый эксперт транспортной отрасли Виктор Цховребов, монгольский флаг является одним из самых удобных. «Чтобы получить его — не надо ехать в Монголию и в среднем достаточно трех дней на оформление всех документов», — добавляет он.

«Сейчас, когда фрахт упал, судовладельцы особенно стремятся минимизировать свои потери и, например, регистрация судна под флагом Монголии может обойтись в 100 тысяч долларов. А для того, чтобы ввезти и зарегистрировать судно в России под российским флагом стоимостью, например, 50 млн долларов надо еще заплатить 23% и потратить гораздо больше времени», — резюмировал эксперт, указав, что такие жесткие финансовые требования затрудняют процесс расширения флота судов, использующих российский флаг.

Впрочем, эта проблема не является только российской. По данным гендиректора Центрального научно-исследовательского и проектного института морского флота Всеволода Пересыпкина, ситуация давно приобрела глобальный характер. Так, под «удобными флагами» ходит до 90% японского флота, 74% — американского, а в общей сложности в странах «удобного флага» было зарегистрировано более 60% всего мирового тоннажа морского торгового флота.
 

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".