220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Машины в России запрут на алкозамки

23 Декабря 2009 0 комментариев Распечатать
В январе в Татарстане стартует эксперимент по установке в школьных автобусах алкозамков. Весной к проекту присоединится и Подмосковье. Пока в России можно откупиться от гаишников, нововведение не приживется
Алкозамки в шведских автобусах встречаются все чаще. Фото: autoins.ru

В начале января, когда жители России начнут приходить в себя после затяжных новогодних праздников, в Татарстане стартует эксперимент по установке в школьных автобусах алкозамков. Эти устройства блокируют двигатель, если автоматика обнаружит в выдыхаемом водителем воздухе пары алкоголя. Весной, между мартовскими и майскими праздникам, к участию в антиалкогольном эксперименте, который курирует Российский союз автостраховщиков, как ожидается, присоединится и Московская область. О предварительных результатах эффективности алкозамков можно будет говорить ближе к осени, но уже сейчас сами организаторы эксперимента прогнозируют: до тех пор, пока в России будет дешевле откупиться на месте, полезные технические нововведения у нас не приживутся.

Татарстан, как объясняет в интервью BFM.ru начальник отдела технического надзора республиканской ГИБДД Радик Рамазанов, был выбран в качестве пилотного региона из-за того, что там нормально функционирует спутниковая навигация. Школьные и междугородние автобусы подключены к этой системе уже три года. Диспетчеры в режиме реального времени наблюдают за местоположением и направлением движения автобусов.
Из-за постоянного контроля за три года эксперимента, по словам Рамазнова, количество нарушений скорости водителями сократилось в 16 раз.

Теперь же к спутниковой системе предполагается подключить еще и алкотестеры. Не успел водитель дунуть в трубку, как на контрольном пункте знают, пил он или нет. Обмануть алкозамок не получится, у него есть несколько степеней защиты, к тому же прибор можно программировать по времени. «Водитель один раз дыхнул, все нормально, через определенное время опять надо дышать. Можно таймер поставить на 15 минут, можно на час», — поясняет представитель ГИБДД.

Замминистра транспорта Татарстана Азат Галиахметов, не упоминая о спутниках и космических системах слежения, предлагает земное объяснение тому, что эксперимент запускают именно в этой республике и именно на базе школьных автобусов. В отдаленных районах с помощью традиционного медосмотра сложно контролировать состояние водителя. Как пояснил Галиахметов BFM.ru, «далеко не все школы могут реализовать комплекс мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения. Для того, чтобы пресечь возможные проблемы, связанные с состоянием водителя, было принято решение по школьным автобусам».

Водителям частных автомобилей, даже пойманным за ездой в пьяном виде, обязательная установка алкозамков не грозит, по крайней мере, пока. Если эксперимент в Татарстане и Подмосковье сочтут успешным, то такими приборами в перспективе могут оснастить весь общественный транспорт в России, прогнозирует  Григорий Сенченя, директор Фонда «Центр стратегических разработок — Регион». Эта организация консультирует РСА в проекте с алкозамками. «Практику зарубежных стран, когда такими приборами оборудуют частные автомобили, мы не рассматриваем», — говорит Сенченя.

Может, и зря. Опыт США, Канады и Австралии, где алкозамками оборудуют машины пойманных в нетрезвом виде водителей, а их самих отправляют на реабилитацию, доказывает эффективность этой меры. По данным нескольких исследований, проведенных в США, где пилотные проекты по установке алкозамков начались с Калифорнии в 1986 году, а сейчас распространились практически на все штаты, вероятность рецидива в случае с однажды пойманным за пьяное вождение автомобилистом сокращается на 40–90%.

Установка замка обойдется желающему сохранить водительские права и получить возможность ездить и дальше единовременно в 125 долларов. В качестве «абонентской платы» придется платить еще 2,2 доллара ежедневно, что сравнимо со стоимостью одной порции алкоголя в баре. Обычно алкозамком машину оборудуют на срок от 6 до 12 месяцев, а сам нарушитель одновременно проходит курс антиалкогольной реабилитации. В США исходят из той мысли, что пойманного за рулем в пьяном виде в дальнейшем более целесообразно держать под постоянным контролем, а не лишать права управления.

В Швеции пошли  дальше. Как рассказал BFM.ru Том Бьервер (Tom Bjerver), глава Ассоциации трезвых водителей Швеции, алкозамки в этой стране считают не только средством повышения безопасности на дорогах, но и сохранения здоровья алкоголиков. Ассоциация направила в парламент запрос с предложением наделить докторов правом «выписывать» установку алкозамков пьющим шведам, как если бы это было какое-нибудь лекарство. Но федеральном уровне использование алкозамков законодательно пока не регулируется, но местные власти все чаще требуют от поставщиков оборудовать этими приборами школьные и городские автобусы, а также грузовики, предназначенные для перевозки опасного содержимого.

Первое такси в мире, оборудованное алкозамком, появилось именно в Швеции, в городе Упсала, в 1999 г. Любопытная деталь — одна из разновидностей предлагаемых в Швеции алкозамков позволяет завести двигатель, чтобы владелец машины, пусть даже пьяный, не замерз зимой, но блокирует педаль газа.

Опыт шведов вдохновил Жака Барро, который в значительной степени способствовал распространению профилактических антиалкогольных программ в Европе. В бытность комиссаром ЕС по транспорту (2004-2008 гг.) Барро приезжал Стокгольм знакомиться со шведскими наработками в борьбе с пьяными за рулем. Особенно еврокомиссара поразил тот факт, что он сам не смог завести автомобиль, оборудованный алкозамком, — сказалось вино, выпитое за ланчем до презентации.

На родине Барро, во Франции, количество смертей на дорогах, — настолько серьезная проблема, что правительство объявило ее угрозой экономике и общественному здоровью. «Французы приняли решение оборудовать алкозамками все школьные автобусы. У них заметна серьезная политическая воля в использовании таких устройств», — рассказывает Том Бьервер.

По последним данным на декабрь 2009 г., которые BFM.ru сообщили в Европейском Совете транспортной безопасности, законодательную базу для использования алкозамков в реабилитационных программах или на коммерческом автотранспорте, кроме Швеции и Франции, разрабатывают в Финляндии, Нидерландах, Великобритании и Дании. В Голландии и Франции этот вопрос обсуждают на уровне парламентов.

Стоимость установки и использования алкозамка в течение 2 лет в рамках шведского эксперимента составляет примерно 4,5 тысячи евро. Расходы ложатся на плечи нарушителя, который взамен получает возможность по-прежнему ездить на автомобиле, но уже под постоянным контролем. В России, как сообщил замминистра транспорта Татарстана Азат Галиахметов, финансированием проекта займется РСА: «это будут деньги, которые Союз получает от страховых взносов транспортных компаний и перевозчиков». Директор по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения РСА Николай Малышев в беседе с BFM.ru оценил затраты на тестирование в России 500 замков и разработку сопроводительной документации приблизительно в 9 млн рублей.

О том, как эксперимент с алкозамками проходит в Литве, BFM.ru рассказал Видмантас Пумпутис (Vidmantas Pumputis), глава департамента транспортной безопасности литовского Министерства транспорта и связи

— Как используются алкозамки в Литве и каково их применение в Евросоюзе? Есть ли сейчас страны, где применение подобных технологий считается обязательным?

— Еще ни в одной стране Евросоюза нет такого законодательного пункта, что алкозамки должны быть в принудительном порядке. Каждая страна ищет свои пути, как сократить число нетрезвых водителей. По моим сведениям, такого принудительного регламента в Евросоюзе еще не планируют. Надо искать другие пути, чтобы водитель не садился нетрезвым за руль. В Евросоюзе самая эффективная мера — страхование. Если человек погиб, то минимальное страховка — 5 млн евро. Эта сумма, которую взимают с того, кто совершил аварию. Если водитель ехал нетрезвый и из-за него погиб человек, то он сам должен возместить все ущербы. И это условие все водители Евросоюза прекрасно знают. Они уже сейчас очень редко садятся за рубль в нетрезвом состоянии. Лучше всего искать пути выхода из этой ситуации в законодательном порядке. Есть идея с алкозамками, но пока на уровне дискуссий.

— Люди не хотят сами ставить алкозамки?

— Тут другое. Вот пример литовского опыта. У нас за два года число нетрезвых водителей уменьшилось больше чем на 45 процентов из-за того, что в 2007 году была ужесточена ответственность за вождение в нетрезвом виде. И водители уже знают, что если полиция остановит, у него будет большой штраф, может, даже конфискация автомобиля, если второй раз за год — может быть арест. Это действует на практике.

— Сколько у вас стоит установка алкозамка для коммерческих компаний, для частных лиц?

—Где-то от 250 евро до 500 на одну машину. В Литве есть уже две компании, которые могут установить алкозамки, но сейчас все компании, которые имеют водителей, очень строго подписывают договоры. Если водитель когда-нибудь сядет за руль нетрезвым, он должен возместить весь ущерб, плюс, если конфискуют транспортное средство, он и это компенсирует. Люди сами понимают, что невыгодно садиться за руль хоть чуть-чуть нетрезвым.

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".