220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Постельная история в поезде дойдет до суда

13 Августа 2010 0 комментариев Распечатать
ОАО «РЖД» намерено оспорить в Высшем арбитражном суде решение Федеральной антимонопольной службы о штрафе в 68 млн рублей. Железнодорожная компания незаконно, как считают в ФАС, включает в стоимость билета плату за пользование постельным бельем в поездах дальнего следования
Белье РЖД окажется на обозрении Высшего арбитражного суда. Ему предстоит решить, насколько обоснованно перевозчик включает в стоимость билета плату за пользование постельным бельем. Фото: РИА Новости

ОАО «РЖД» не намерено платить 68 млн рублей штрафа за включение в стоимость проездного билета цены за постельное белье. Такую сумму штрафа компании в четверг присудила ФАС, признав ее нарушившей закон «О защите конкуренции». В антимонопольном ведомстве считают, что железнодорожный перевозчик злоупотребил «доминирующим положением на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование постельного белья в поездах формирования РФ (без учета вагонов повышенной комфортности)». РЖД обещает оспорить это решение в Высшем арбитражном суде.

Компания включает плату за постельное белье в стоимость тарифа на проезд в купейных вагонах и вагонах СВ с августа 2006 года. Однако судебная история с постельными принадлежностями началась позже — в январе 2009 года в Сибири, когда пассажир приобрел билет на проезд в купейном вагоне от Новосибирска до Барабинска. Расстояние между городами составляет 324 км.

Мужчина ехал дневным поездом, в пути он должен был провести около 4 часов. Однако в стоимость билета была автоматически включена плата за пользование постельным бельем. Западно-Сибирская транспортная прокуратура провела проверку по жалобе пассажира и направила ее итоги в Генеральную прокуратуру. В письме транспортной прокуратуры отмечалось, что закон «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров и услуг обязательным приобретением других.

Генпрокуратура поручила разобраться в деле ФАС. 18 августа прошлого года ведомство признало ОАО «РЖД» виновным в нарушении части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующем положением). После начались судебные тяжбы, которые продолжаются до сих пор. До июля 2010 года суды нескольких инстанций признавали, что РЖД включает стоимость пользования постельного белья на законных основаниях, однако 8 июля 2010 Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил, что решение ФАС в полном объеме законно, отменив решения четырех предыдущих судебных инстанций.

Судебная тяжба между ФАС и РЖД перешла в политическую плоскость, считает председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) Михаил Аншаков. «И в ФАС, и в РЖД работают мощные лоббисты, — поясняет он свою точку зрения BFM.ru. — Судебная власть здесь будет принимать решение исключительно исходя из продиктованной свыше политической воли». Само ОЗПП в 2007 году подавало иск к РЖД по аналогичному поводу. Дело дошло до Верховного суда. Обществу так и не удалось доказать нарушение монополистом законодательства.

Цена вопроса за пользование постельным бельем в поездах для потребителя невелика. В 2005 году плата была установлена в размере 38,14 рубля в купейных вагонах за комплект, двухместном купе (СВ) — 76,27 рубля, в купе фирменного поезда — 56,78 рубля и в СВ — 94,92 рубля. С 2009 года плата была увеличена, к базовым ставкам федеральная служба по тарифам установила коэффициент 1,602.

Для РЖД несущественна сумма штрафа в 68 млн рублей, говорят опрошенные BFM.ru эксперты. В 2009 году, как ранее заявлял президент РЖД Владимир Якунин, чистая прибыль компании составила 11 млрд рублей. А потому серьезного прямого ущерба в случае проигрыша РЖД не понесет, говорит BFM.ru директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Однако по его словам, это тот самый случай, когда репутационные риски гораздо важнее. Дело может стать прецедентным. «Если РЖД проиграет, то те, кто имеет претензии к РЖД, а таковых найдется достаточное количество, получат доказательство того, что с госмонополией можно успешно судиться», — полагает Николаев.

Аншаков же считает, что в этом случае волны исков потребителей к РЖД ожидать не стоит, поскольку правовая культура россиян находится на низком уровне, а сами россияне в отстаивании своих прав слишком пассивны.
 

Комментарии (0)

Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.

Возврат к списку

1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".