220005, г. Минск, пр-т Машерова, 3

Минское метро. История строительства

История минского метро уходит своими корнями в конец 1960-х, когда у столичных архитекторов появилась мысль о создании нового вида транспорта в столице советской Белоруссии.
Создавали метро в городах, где есть миллион человек и больше - это технологическая, детально просчитанная необходимость численности населения города. В противном случае поезда будут ходить полупустыми или же с интервалом, фактически уменьшающими пользу от метро. (Так, например, в Екатеринбурге 4-вагонные поезда долгое время ходили с двумя закрытыми средними вагонами, так как не заполнялись даже два головных. 2-х вагонные поезда без доработки не позволяет эксплуатировать автоматика, а 3-х вагонные - правила прохода стрелок).
Поэтому только город-"миллионер" имеет право на четвертый вид транспорта. Поэтому правительство БССР пошло на беспрецедентные меры - всеми средствами стимулировало увеличение населения Минска. Для этого был созданы ряд льготных условий по переселению сельского населения в столицу.
А в 1975 году в Минске родился на свет миллионный житель.
В 1976 г. Минскпроект разработал схему 8-станционного метрополитена, который должен был пройти под проспектом Ленина. В конце декабря 1976 года Совмин СССР утвердил проектную стоимость и дал "добро" на строительство метро в Минске.
5 мая 1977 года в районе будущей станции "Парк Челюскинцев" начались первые работы.
1.jpg
Начало строительства станции "Московская".
Предположительная дата фотографии - май-июнь 1977 года.
16 июня в торжественной обстановке была забита первая свая.
2.jpg
Первая свая минского метро. 16 июня 1977 г.
Однако, рассчитанное на 5 лет постройки, минское метро сдали только через 7 лет, несмотря на все старания метростроевцев. Работы разделили поэтапно среди 8 участков, которые располагались на местах будущих первых восьми станций. Начинались работы постепенно по всей будущей линии. А первый проходческий щит был доставлен в разобранном виде (120 тонн) из Днепропетровска, так как Минск своего не имел.
На первой линии было много сложных участков: подводные реки, Свислочь, железнодорожные ветки.
3.jpg
Начало строительства плотины через Свислочь в районе будущей станции метро "Первомайская". Предположительно ноябрь-декабрь 1982 года.
4.jpg
В районе станции метро "Первомайская", 10.01.1983 г.
В 1980 году началась отделка станции "Московская" (первоначальное название "Волгоградская"). В Минске также был применен метод постройки - так называемая "стена в грунте", что позволило значительно сократить сроки строительства. (Такой способ впервые был использован в 1932 году на строительстве Арбатского радиуса Московского метро (нынешняя подземная часть Филевской линии). Строили так и в Питере, и Киеве, и в других союзных столицах. Технология патентована и используется за рубежом).
6 июня 1984 года первые лица правительства нашей страны спустились на станцию "Площадь Победы", чтобы прокатиться на первой линии по станциям "Институт Культуры" - "Московская".
5.jpg
Первый рейс минского метро - [6].
Второй этап развития метрополитена пришелся на 1987 год - открытие участка до станции "Восток". Спроектированный и построенный в сжатые сроки, этот участок позволил более 100.000 минчанам быстрее добираться на работу и домой. Однако дальнейшее строительство первой линии метро в этом направлении решили отложить (возможно, по причине массовых захоронений гитлеровцев в этом районе).
Проектные чертежи второй линии метрополитена появились уже в 1981 год. По проекту было заложено 15 станций, которые должны были связать Заводской район и отдаленные участки Красного Бора. Однако ее строительство откладывали из-за недостатка средств - слишком много денег уходило на первую очередь.
6.jpg
Станция метро "Площадь Ленина".
В 1984 году заложили сваи на вторую линию метро по участку "Фрунзенская" - "Тракторный завод", и 31 декабря 1990 г. по ней поехали первые поезда. 3 июля 1995 г. открылись станции "Молодежная" и "Пушкинская", а 7 ноября 1997 года - "Автозаводская" и "Партизанская".
Постройка "Могилевской" растянулась на 7 лет, однако впервые для этой станции были разработаны новые стандарты: платформа 15 метров в ширину (вместо обычных 10), а длина станции, с учетом рабочих и подсобных помещений, укорочена на 50 метров, что дало возможность не закрывать проспект при постройке полностью. 5 сентября станция была открыта президентом РБ. Впервые сделаны и павильоны для входа, которые укрывают от осадков лестницы, а также построено два лифта для инвалидов. В перспективе должна быть осуществлена постройка таких же павильонов над всеми спусками в метрополитен.
Спроектирована и третья линия, по идее должная связать Зеленый Луг и Курасовщину через пересадочные центры "Площадь Независимости" и "Фрунзенская", предварительное начало строительства которой назначено на 2011 год.Сегодня в Минске действуют две линии метро общей протяженностью 25 километров с 20 станциями.
Станции Минского метрополитена на начало 2005 г.

Московская линия метроАвтозаводская линия метро
Институт КультурыПушкинская
Площадь ЛенинаМолодежная
ОктябрьскаяФрунзенская
Площадь ПобедыНемига
Площадь Якуба КоласаКупаловская
Академия НаукПервомайская
Парк ЧелюскинцевПролетарская
МосковскаяТракторный Завод
ВостокПартизанская
Автозаводская
Могилевская

Перспективы
В перспективах минская подземка должна разрастись до 4 линий с пересадочными узлами на "Тракторном Заводе", "Фрунзенской", "Академии Наук", "Московской".
Запад
Продлена 2-я линия метро. В 2005 году ввели в действие почти 4-километровый участок со станциями: "Раковская", "Кунцевщина" и "Каменная Горка". Чтобы закончить формирование этой линии, в более отдаленном будущем планируется строительство станции "Виленская" (или "Красный Бор"), которая разместится недалеко от кольцевой автодороги.
Восток
С августа 2001 года началась постройка двух станций первой линии - "Борисовский тракт" и "Уручье", которые были введены в строй в 2007 году, продлив первую линию метро на 2,7 километра. Станция "Борисовский тракт" расположилась напротив архитектурного корпуса БГПА, а "Уручье" разместилась между улицами Руссиянова и Острошицкой. Со временем, когда на территории воинской части появится жилая застройка, линия продлится еще немного на восток - до станции "Спорткомплекс".
Центр - Юго-запад
Первая линия метрополитена будет развиваться и в другую сторону. Разработан архитектурный проект нового участка протяженностью 5,5 километра с тремя станциями. Первой после "Института культуры" будет станция "Грушевская" с выходом на проспект Дзержинского в районе ул. Щорса. Ее строительство начато осенью 2004 г. Следующая - "Михалово" - расположится на пересечении пр. Дзержинского с ул. Гурского, станция "Петровщина" - на пересечении Дзержинского с ул. Голубева. Несколько позже на этом направлении планируется строительство еще одного двухкилометрового перегона со станцией "Университетская", которая появится предположительно на пересечении пр. Дзержинского с ул. Есенина. Первый участок юго-западной артерии метрополитена ориентировочно планируется ввести в действие в 2010 году.
Юг - Центр - Север
3-я линия протяженностью 20 километров с 14 станциями свяжет Зеленый Луг через центр с микрорайоном Курасовщина (конечная -- в районе пл. Казинца). Первый участок 3-й линии -- от пл. Бангалор до ул. Жуковского -- будет введен в действие во втором десятилетии ХХI века. На нем построят станции "Пл. Бангалор", "Варвашени", на пересечении со станцией "Фрунзенская" будет пересадочный узел, затем "К.Цеткин", снова пересадка на станции "Пл. Независимости" и конечная станция "Жуковского".
Юго-восток - Центр - Северо-запад
4-я линия минского метро существует пока чисто теоретически. Если все будет развиваться по плану, то в далеком будущем (до 2030 года) очередная артерия метрополитена свяжет Чижовку и Серебрянку с центром города и микрорайоном Веснянка. Однако точный путь, по которому протянется трасса, пока неизвестен: существует несколько вариантов, которые требуют дальнейшей технической проработки.


1.png

© 2011 Государственное учреждение "Столичный транспорт и связь".